Искусство колокольного литья - гордость русской культуры. Столетиями оттачивались приемы и способы производства, традиции украшения и фамильные секреты мастеров. Сплав меди и олова - основной материал литейщиков, но серебро, а иногда и золото, тоже использовалось в этом тонком деле. Главное, конечно, звук, но и о красоте не забывали: медальоны, клейма, надписи. Недаром вместе с благотворительностью богоугодным делом считалось дарение в храмы колоколов. Именные дары должны были увековечить имя щедрого прихожанина и украшались рельефным литьем.
В коллекции музея-заповедника "Кижи" 14 церковных колоколов и более 50 поддужных колокольчиков. Самый большой церковный колокол весит 830 кг и "имеет рост" 118 см. Он был отлит в Санкт-Петербурге в XIX веке, там же в 1886 году изготовлен еще один интересный экземпляр, украшенный художественным литьем с великолепным медальоном. А вот колокол из деревни Выгостров Беломорского района украшен десятью пулевыми отверстиями - в память о борьбе с религией.
Наиболее полной можно считать коллекцию колоколов часовни часовни Михаила Архангела из деревни Лепикозеро (сохранилось 4 колокола).
Когда в 1987 году музей начал развивать программу колокольных звонов, пришлось использовать фондовые колокола. В 1991 году в Воронеже и Каменец-Уральском были отлиты для кижского музея новые колокола, а старые вернулись в фонды. С 1995 года работает передвижная звонница, конструкция которой была разработана мастером Александром Кузькиным и звонарем Игорем Архиповым. С тех пор кижские колокола звонят не только на острове.
Сегодня без благовеста остров-музей уже немыслим. Поддержанный заонежскими песнями в исполнении фольклорного театра колокольный звон формирует "звуковой" образ Кижей.