Ледоруб — инструмент, применяемый альпинистами и горными туристами для передвижения по ледовым, снежным и осыпным склонам, организации страховки и самостраховки на этих видах рельефа. Ледоруб напоминает по внешнему виду кирку. Имеет длинное древко с заостренным клювом для рубки ступеней во льду и конгломератах, лопатку для очистки вырубаемых ступеней и острый металлический штычок для опоры.
Ледорубы выполняют много функций:
– третья точка опоры при движении по дорогам, тропам, склонам и ледникам, уменьшающая на крутых участках нагрузку на ноги;
надежная страховка на снежном рельефе;
– зондирование снежной поверхности для поиска трещин и снежных мостов через них;
– вырубание ступеней в различных формах ледового рельефа и в конгломератных склонах;
– организация искусственных точек опоры на коротких снежных стенках;
– вырубание ледовых столбиков для спортивных спусков и дюльферов;
– организация спортивных спусков на крутых снежных склонах.
Ледорубы могут сильно отличаться по конструкции, что обусловлено различными условиями применения. На простых маршрутах используют ледорубы с прямым древком, так как его легко вбить в снег для организации страховки. На более сложных маршрутах, где встречаются протяжённые участки льда крутизной 50° и больше, а также для ледолазания, используют ледорубы с изогнутым древком и клювом более сложной конструкции (ледоруб такой конструкции называют ледовым инструментом).
Кошки альпинистские – металлические платформы с зубьями, надеваемые на подошву ботинок, для передвижения по ледовому рельефу и фирну. В настоящее время мировыми изготовителями альпинистского снаряжения выпускается более 60 разновидностей моделей кошек. В зависимости от специфики использования, делятся на 10-ти зубые, 12 и даже 14-15-ти зубые.
По конструкции альпинистские кошки делятся на:
– мягкие кошки, состоящие из двух составных частей и соединяемых шарниром (для обычного альпинизма и горных походов);
– полужесткие кошки – две составные части соединены длиной пластиной во всю их длину, позволяющей хорошо предохранять стопу и голеностоп от нагрузок при ледолазании, и в то же время достаточно эластичны для длительных подходов по леднику (в последнее время находят все большее применение);
– жесткие кошки – целиковая платформа исключающая сгибание-разгибание (для длительного ледолазания).
Есть модели кошек с раздвижной платформой, позволяющей подгонять размеры кошек строго по форме подошвы ботинок. Современные кошки имеют выступающие передние зубья (один зуб), что позволяет передвигаться по обледенелым стенам. Кошки для спортивного ледолазания имеют дополнительный зуб – шпору на пятке и один-два горизонтальных выступающих зуба на передней части кошек. За счет использования высокопрочных и легких сплавов, вес кошек доведен до 850-900 г. Все больше моделей снабжаются пяточной защелкой «лягушка» (по типу горнолыжных).
Снегоступы – приспособления для передвижения по снегу. Самое главное в снегоступах – площадь опоры на снег. Чем больше эта величина, тем меньше вы будете проваливаться на снегу, особенно рыхлом. Снегоступ состоит из деки и крепления.
В зависимости от конструкции деки, снегоступы бывают двух типов. Снегоступы первого типа имеют жесткую пластиковую деку. Снегоступы второго типа – алюминиевую рамку с натянутой на неё тканью, как правило, из ПВХ. Нельзя сказать, что какие-то из них плохие, а какие-то хорошие. Просто снегоступы разного типа лучше применять в тех или иных условиях.
Снегоступы с жесткой декой больше применимы в горах, где встречается не только пушистый рассыпчатый снег, но и участки фирна, ветровые заструги, лед. Снегоступы рамной конструкции больше подходят для леса, где снег, в основном, пушистый, а если и плотный, то только от того, что подтаял или по нему проехал снегоход. Литая дека из полиэтилена выдерживает, как утверждает производитель, ударную нагрузку даже в мороз -40. На нижней поверхности деки имеются продольные и поперечные “рёбра”, которые препятствуют проскальзыванию снегоступа вперёд-назад и в стороны. В самой деке имеется несколько отверстий, которые тоже обеспечивают надежную опору ноге во время ходьбы, препятствуют проскальзыванию, и плюс к этому, снижают общую массу изделия.
Сверху на деке устанавливаются крепления. Особенностью креплений снегоступов является то, что в районе носка ботинка имеется шарнир, позволяющий деке свободно вращается относительно ботинка. Делается это для того, чтобы снегоступ как бы “выныривал” из снега на каждом шаге, а не тащил за собой снег, как лопата.
Разновидностей креплений несколько. Одни подходят под любой ботинок, другие крепления похожи на крепления кошек и подходят только под ботинок с рантом (альпинистский или горнолыжный), бывают крепления специально для сноубордистов. На выбор любителей сноуборда два варианта: со стрепами или под крепления типа степ-ин.
На самом носке крепления устанавливается небольшая кошка. Чаще всего трёхзубая, но бывают и более “зубастые”. Как и на настоящих альпинистских кошках, передние металлические зубцы направлены вперёд и помогают лучше цепляться за снег во время подъема по крутым склонам с жестким снегом. На совсем крутой фирновый склон можно подниматься, опираясь только на эти зубцы и лыжные палочки, а дека снегоступа при этом просто волочится по поверхности, и что удивительно, практически не мешает идти, кошка держит отлично.
При выборе снегоступов прежде всего нужно обращать внимание на их площадь. Естественно, чем больше площадь, тем меньше вы будете проваливаться в снег – законы физики не отменишь. Однако существует некоторый оптимум в размерах снегоступов, делающий применение снегоступов более эргономичным. Так ширина снегоступов у большинства производителей делается порядка 20-23 см. Если будет шире, придется идти “нараскоряку”, широко расставляя ноги, иначе снегоступы будут постоянно цепляться друг за друга на каждом шаге. Если же увеличить площадь засчет длины, то снегоступы не в каждый рюкзак влезут.
Кроме достаточной площади, передней кошки, продольных и поперечных рёбер, препятствующих соскальзыванию, хороший снегоступ имеет следующие “фишки”:
1. “Талия”. Если вы достаточно долго будете рассматривать картинки с изображениями снегоступов разных фирм и конструкций, то, конечно, обратите внимание, что у многих моделей дека имеет форму, похожую на цифру 8. Сделано это не зря. Дело в том, что выемки по бокам снегоступов расположены как раз напротив тех мест, где при ходьбе по глубокому снегу или круто в гору будет “выныривать” из снега второй снегоступ. Таким образом небольшая выемка позволяет исключить цепляние снегоступов друг за друга.
2. Противонастовые шипы. Кроме рассыпчатого снега в горах бывают и все другие его разновидности. Фирн, наст, ветровые заструги, и даже замерзший след снегохода. Чтобы снегоступ не проскальзывал на таких снежных поверхностях, на многих моделях устанавливают несколько шипов.
3. Ограничитель опускания пятки при ходьбе. Если вы шагаете круто в гору, поднятый такой ограничитель не дает пятке опускаться до самой деки, сильно облегчая вашу жизнь.
4. Фиксатор, исключающий вращение крепления относительно деки. Штучка очень удобная при спуске с горы. Спускаться с горы удобнее, если дека снегоступа не вращается, а жестко прикреплена к вашему ботинку. Правда, при этом задник снегоступа на каждом шаге немного кидается в вас снежками, но это мелочи… Хвостовик, который выполняет роль “стабилизатора” при ходьбе. Проще говоря, снегоступ при ходьбе будет меньше “рыскать” из стороны в сторону.
Веревка служит средством для лазания, спуска, вытягивания грузов и для спасательных целей. Изготовляют ее из тончайших бесконечных капроновых нитей. Различают веревки, витые из нескольких прядей, и веревки, состоящие из сердцевины и оплетки.
Витые веревки обладают повышенной склонностью к образованию скруток, поэтому уступают плетеным, которые этого недостатка не имеют.
Веревка должна быть прочной и способной смягчать рывки за счет удлинения, она должна хорошо скользить и в то же время хорошо держаться в руках, должна быть не очень жесткой и не очень мягкой, должна хорошо завязываться в узлы.
В настоящее время выпускают ненамокаемые, импрегнированные водоотталкивающим составом веревки. Мокрые веревки резко теряют прочность на разрыв и способность гасить рывок. Длина веревок достигает 400 м, диаметр — 7-12 мм. Веревки длиной 4 м называют репшнурами.
Молоток альпинистский служит для забивания и выбивания скальных и ледовых крючьев. Головка молотка отковывается из мягкой стали. Особенностью ледового молотка является наличие удлиненного клюва, который может быть использован для страховки. Длина молотка 26-30 см, масса — 550-700 г.
Айсбайль (молотковый ледоруб) по устройству и размерам сходен с ледорубом. На головке вместо лопатки находится молоток. Айсбайль заменяет ледорубы и одновременно служит молотком. Длина айсбайля 55-60 см.
Ледовые крючья используются при восхождении по крутым ледовым подъемам и отвесным ледяным стенам. Они представляют собой длинные (20-25 см) конические металлические стержни с ушком или кольцом в верхней части. По спирали крюк покрыт зазубринами — "ершами", которые увеличивают сцепление со льдом. Головка крюка имеет шестигранную форму, соответствующую отверстию в лопатке ледоруба, с помощью которой крюк вывинчивается изо льда.
Крючья скальные отличаются от ледовых меньшими размерами (от 4 до 12 см). Изготовляют их из мягкой стали, так как при заколачивании в трещины камней крючья должны легко деформироваться, следуя их изгибам. Идеальным металлом для скальных крючьев является титан, имеющий высокую прочность при достаточной вязкости и невысокой плотности. Отверстия крючьев служат для подвешивания карабинов.
Карабины служат для соединения веревок между собой и веревок с крючьями. Карабин представляет собой кольцо с пружинной защелкой. Для предотвращения самопроизвольного открывания защелки карабины комплектуются муфтой с резьбой, которая навинчивается на защелку. Для одного среднего восхождения требуется 20-30 карабинов, поэтому важнейшим требованием к ним является малая масса при высокой прочности на разрыв.
Масса карабина из прутковой стали составляет примерно 100 г. В настоящее время выпускают трубчатые (полые) модели карабинов. Стальной полый карабин весит 75 г, алюминиевый — 40 г. Лопатка лавинная используется при спасательных работах, для рытья пещер. Для работы ее закрепляют на древке или крюке ледоруба специальными приспособлениями.
Шнур лавинный представляет собой хлопчатобумажный шнур красного цвета длиной 15-17 м. Во время опасности его привязывают к поясу. Если туриста засыпает лавиной, конец шнура обычно остается на поверхности.
Лавинные шнуры часто используются для вязки грузовых саней, закрепления палаток и для других хозяйственных целей.
Блоки используются для спуска в колодцы и расщелины снаряжения и организации страховки туристов. Блоки значительно продлевают срок службы веревки, уменьшая опасность ее перетирания о выступы камней.
Лестницы по виду несущего элемента могут быть веревочными или на стальных тросах; по материалу ступеней — деревянными, металлическими (дюралюминиевыми) или пластмассовыми. Лестницы на стальных тросах намного прочнее веревочных, они практически не вытягиваются при резких рывках. Длина ступенек в веревочной и тросовой лестницах не превышает 15-17 см, расстояние между ступенями — 30-33 см.
Лестницы могут иметь длину 10-25 м, массу — 1-3,5 кг.
Трос стальной используется как несущий элемент, необходим для замены веревки там, где нужна особо высокая прочность. Тросы должны иметь десятикратный запас прочности, не скручиваться под нагрузкой, не коррозировать под действием влаги. Спелеологи и альпинисты пользуются оцинкованным тросом диаметром 3,8-4,2 мм. Такой трос может выдержать нагрузку до 1200 кг. Масса 1 метра троса 60 г.
Фрикционные подъемные устройства представляют собой зажимы или самохваты различных конструкций, которые при перенесении на них массы спортсмена изгибают и сильно сжимают веревку в месте сгиба. На зажимах имеется удобная ручка, которая позволяет легко подтягиваться и подниматься как на веревке, так и по тросу. Наибольшее применение нашли подъемные устройства "Жумар", зажим Хиблера, кулачковый зажим конструкции Абалакова и др.
"Жумар" имеет удобную рукоятку, но тяжел (масса 210 г), громоздок и сильно изнашивает веревку в месте зажима, его невозможно снять одной рукой.
Зажим Абалакова имеет малую массу (не более 150 г) и устанавливается одной рукой, обеспечивая надежный захват, легкое перемещение по веревке.
Спусковые приспособления представляют собой фигурные скобы в виде восьмерки, рогатки и др., изготовляемые из дюралюминия. Страховочная веревка проходит через отверстия и рогатки, огибая скобу несколько раз. Спортсмен прикрепляет свою грудную обвязку карабином к скобе. Регулируя натяжение нижнего конца веревки, можно изменять трение ее о скобу, а вместе с этим и скорость спуска.
Транспортные мешки в экспедициях почти полностью вытеснили мягкие и станковые рюкзаки. Это обусловлено тем, что альпинистам и спелеологам приходится преодолевать узкие щели, по которым часто струится вода.
В условиях высокой влажности удобнее узкие (диаметр 25-30 см) и длинные (80-100 см) мешки из непромокаемых синтетических тканей, брезента и резины.
См. также:
→ Вершина Мунку-Сардык
Мунку-Сардык — высочайшая вершина Саян, 3491 м., расположена на границе Бурятии и Монголии. Название имеет участок хребта Большого Саяна в районе вершины, состоящий из шести массивов.
→ Гора Белуха
Белуха – святыня Алтая, прекрасная, высочайшая гора всей Сибири. Находится она на границе России и Казахстана в центральной части Катунского хребта. Две вершины Белухи возвышаются на 4506 метров.
→ Гора Казбек
Казбек, Мкинварцвери — потухший вулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, расположен в восточной части Центрального Кавказа, на границе России и Грузии, в восточной части Хохского хребта.
→ Гора Тордоки-Яни
Тордоки-Яни - одна из горных вершин юга Дальнего Востока России в Приамурье, на территории Хабаровского края. Высочайший пик в горной системе Сихотэ-Алинь.
→ Гора Эльбрус
Эльбрус — это двувершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, Восточная — 5621 м. Находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
→ Домбай
Домбай называют «сердцем гор». Он окружён горами, покрытыми хвойными лесами, главным образом из пихты. Тёмнохвойные леса и изумрудная зелень альпийских лугов, бурные реки, водопады.
→ История альпинизма
Горовосхождений в России до 1786 года, принятого за официальную дату начала мирового альпинизма, практически не было. Первым из известных восхождений русских людей, был подъем Петра I на гору Броккен.